Нет, я не Экслер, я другой...

Monday, March 28, 2005

Комедийный мистический триллер-маразм: «Ночной дозор»

«Что-то я ничего не понимаю!»
Реплика зрителя из зала

«Некоторые эпизоды оставляют зрителя в недоумении»
Из обсуждения с другим зрителем



Свершилось! Премьера! Вся Россия замерла в ожидании (самая масштабная реклама российского фильма!) «нашего ответа Тарантино», а также спецэффектов «не хуже чем во Властелине Колец»! Я попал на самый первый показ картины в Екатеринбурге и … начну с критики.

Фильм представляет собой что-то среднее между «Охотниками за Привидениями», «Блэйдом» и «Властелином Колец».

Так как я плохо разбираюсь в данном жанре (Фэнтэзи? Триллер? Ужасы? Комедия?), то я искренне пытался разобраться в том, кому хорошо на свету, а кому не очень, зачем носят черные очки и используют фонарики, а также что такое «сумрак» и кто такие «иные»!? К сожалению, ничего из этого я не понял, как впрочем и сам сюжет.

Итак, Россия, наше время. Вампиры, вурдалаки и прочие твари живут среди нас и спокойно ходят по городу, иногда даже без солнцезащитных очков! А все почему? Потому что в Москве (а действие фильма происходит именно в Москве) совершенно не бывает солнечной погоды. Постоянная ночь, темное небо, гроза, молния, вороны… только кладбища не хватает…

Наверное, я плохо помню сказки из детства, но многие свойства-способности нечисти были для меня в диковинку. Оказывается любой иной (или иной любой) может легким движением руки включить лампочку. Для этого ее надо выкрутить из патрона, взять пальцами одной руки и внимательно на нее посмотреть. По мне так проще пользоваться выключателем (только что попробовал – работает!). Также иные умеют ходить сквозь стены, быть невидимыми, колдовать, телекинезить, телепатить и даже смотреть телевизор!
Что такое «сумрак» - вообще загадка для зрителя. Совершенно замечательный эпизод про мальчика, который сидел дома и боялся, что к нему придут вампиры, потому что у него самопроизвольно течет из носа кровь. К нему действительно приходит нехорошая тетя с обуглившимся лицом. Что особенно интересно, перед тем как попасть к мальчику она прошла через весь город по дорогам общественного пользования, включая автодороги, и ее никто не остановил! Не то чтобы первую помощь оказать или в вытрезвитель отвезти, нет, куда там! Ни у одного человека она не вызывает АБСОЛЮТНО НИКАКОГО подозрения, разве что один грузин добродушный испугался когда она на него пристально так посмотрела... Так вот, эта тетя решила испугать мальчика через глазок с обратной стороны двери. Мальчик смотрит в глазок, а там нет никого, потом небольшая пауза, напряженная музыкой, а потом меня к-а-а-а-к напугают! Такой прием используется в 99% фильмов ужасов и что самое интересное – он до сих пор работает! Но тут появляются светлые иные! Не зная как войти в дверь (мальчик боится открывать незнакомым дядям и тетям (особенно с обуглившимся лицом), когда мамы нет дома) они решают воспользоваться сумраком! Усилием воли иные включают сумрак и просачиваются в квартиру. К их удивлению мальчик их видит (как впрочем и все зрители в зале)! Отсюда вывод: мальчик иной (как впрочем и все зрители?)! «Но и это еще не все» ©TV-Shop! Оказывается, что в сумраке люди могут жить только 10 секунд если не попьют крови, иначе каюк! В этот момент (напомню, что в кинозале был полный сумрак) я всерьез забеспокоился о своем здоровье (в том числе и психическом), ведь фильм шел далеко не 10 секунд…

Милиция в фильме тоже ведет себя довольно странно. Встретив молодого человека блюющего свежей кровью, они решают, что лучше не связываться. Видимо парнишка выпил чего-то «не того».

Я уже хотел закончить с эпизодами, как вспомнил еще один про женщину-сову. Главный герой, находясь на кухне с волшебной совой, говорит что-то типа: «Сова, будь человеком!», и после этого отворачивается к зеркалу. И тут начинается волшебное превращение совы в человека-женщину: все трясется, летят перья и слюни, страшно – аж жуть. Но зритель этого не увидит! Потому что наш герой (а нам показывают именно его) на протяжении всего превращения стоит лицом к зеркалу и ни одна скула не дрогнула на его каменном лице. Вероятно он (главный герой) не видит в этом (в превращении) ничего необычного! Но я только ради этого и шел - такое культовое превращение и такой облом! Но самое смешное, что эта женщина-сова не играет в фильме никакой роли! Ни одного влияющего на чтобы то ни было эпизода! Возможно, она еще скажет веское слово (или взмахнет крылом) в следующих частях фильма (нас собираются обрадовать еще Дневным и Сумеречным дозорами), но зачем было мутить воду в первой серии – мне не понятно.

Еще эпизод: силой воли самый темный иной заставляет лифт выехать прямо на крышу. И тут начинается матрица… Под сильнейшим действием галлюциногенов у главных героев случается средневековая битва добра со злом. Вероятно, в этот эпизод режиссер включил все сцены, вырезанные из фильма на предыдущих этапах монтажа. Мелькает все и вся, и даже компьютерная игра чудесным образом вписывается в экран, завершая эклектичный видеоряд. Финал, кто победит: Португалия или Греция? Непонятно… как впрочем и многое в этом фильме.

Фильм подчеркнуто эклектичен. Собрано все и вся. Несмотря на мой довольно скудный кругозор, я увидел в фильме очень много «похожих» на другие фильмы эпизоды. Вот только краткий перечень того, что я запомнил:
- Страшная бомжеподобная тетя идет по автомобильному туннелю и ее слегка сбивают проезжающие мимо машины - клип «Unkle: Rabbit in your headlights».
- Кукла на ножках от крупного паука - один из фильмов ужасов.
- Воронка отрицательной энергии сгустившаяся над многоэтажным домом – это уже «Охотники за привидениями».
- Многие сцены из Матрицы, включая общее цветовое решение.
- Спецэффекты сопровождающие нажатие кнопки звонка и включение двигателя – «Форсаж», «Пароль: Рыба-меч» и т.д. Я конечно понимаю, когда речь идет о «не напрягающем извилины» фильме типа «Форсаж», где такого рода эффект оправдан. Но вот что данный эффект делает в Дозоре – мне непонятно. Вместо того чтобы прояснить некоторые моменты в сюжете, мне показывают, как заводится двигатель – взгляд изнутри.

Продолжать можно долго, поэтому лучше перейдем к позитиву:
Эффекты (в общем и целом) – прорыв российского кинематографа! Это факт. Иногда мне даже кажется, что за эффектами и клипмейкерской манерой съемки теряется сам фильм. Вообще если из фильма убрать сюжетные перипетии, то что останется, сойдет за отличную рекламу команды\студии занимавшейся спецэффектами. Типа смотрите другие кинокомпании (российские, конечно же!) и завидуйте, а также знайте, куда обратиться, в случае если Вам понадобятся спецэффекты «мирового масштаба».

Игра актеров – отличная! Отличная команда – отличная игра.

А еще, мне очень понравилась реклама, "плавно" вписанная в сюжет и видеоряд. Я уверен, что будущее именно за такой рекламой. Это тебе не то, что сегодня по телевизору показывают – не нравится – переключи канал, благо – каналов не счесть. А тут, хочешь смотреть фильм – смотри рекламу. Ненавязчиво так, промежду прочим… Завтра же подключу свою трубку Nokia к МТС на один из тарифов «Джинс», и отмечу это пельмешками «Сам-Самыч» с кофе «Нескафе».

Жанр фильма я так и не определил. С одной стороны, если судить по цветовой гамме, сюжетным ходам и музыке – то перед нами классический мистический триллер с намеками на фильм ужасов. Хотя звук и музыка в большинстве эпизодов не соответствует напряженности момента. С другой стороны фильм веселый: смеялся я гораздо чаще, чем пугался. Эпизод про 10 минут – это вообще «НЕЧТО». Пересказывать не буду – это надо видеть.

Ну и напоследок несколько странностей:
1. Силы света (кстати, штаб светлых иных находится в здании «ГОРСВЕТ») ездят на «заряженном закисью азота» Зилке ТехПомощи, а силы тьмы - на крутых иномарках. Даже не знаю – что круче?!

2. Также интересно отметить, что за весь фильм не было произведено ни одного выстрела! Напомню, что «на дворе» 2004 год, а не средневековая Русь! Возможно, когда заключался договор между темными и светлыми силами, отдельным пунктом было оговорено «НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ стрелковое оружие».

3. Очень странная песня в конце фильма: это зарифмованный сценарий спетый хриплым голосом. Достаточно ее послушать и фильм можно не смотреть! Отличная идея!



Итого
Спецэффекты - почти как во «Властелине Колец» или «Матрице»
Игра актеров - 4+
Режиссерская работа - 2
Сценарий - 1
Коротко о фильме - Что это было?
Нужно ли смотреть? - Решать вам… но один раз можно...



Пс: книгу Лукьяненко я не читал.
Ппс: вероятно после просмотра фильма в темном кинотеатре я и сам стал иным.
Пппс: не надо переживать, что я рассказал содержимое некоторых эпизодов – все равно будет ничего не понятно - полный мрак.

6 Comments:

  • Я смотрела фильм, он мне страшно понравился, хотя я должна отметить, что твои комментарии очень по теме и имеют смысл.

    Книга из трёх частей, сжатая до фильма в полтора часа, обязательно что-то потеряет. Сова в книге имеет значение, она же волшебница чуть ли не самого высшего уровня!

    Впрочем, довольно об этом. Америкосы купили права на римейк этого фильма, да вот 29 июля начнут широкоформатный прокат нашего русского фильма в кинотеатрах. Америкосы ненавидят читать субтитры (напряжно больно для из бедных мозгов размером с арахис!), посмотрим, какой будет успех на этой земле...

    By Blogger Проза жизни, at 12:59 PM  

  • "Сова в книге имеет значение, она же волшебница чуть ли не самого высшего уровня!"
    Может и так, может она даже круче всевышнего! Но в фильме ОНА НЕ ИГРАЕТ НИКАКОЙ РОЛИ!

    By Blogger Forrest Gump, at 10:43 PM  

  • Разумное замечание. Но фильмы слишком часто хуже, чем книги...

    By Blogger Проза жизни, at 12:28 PM  

  • "Но фильмы слишком часто хуже, чем книги"
    Определенно...

    By Blogger Forrest Gump, at 12:43 PM  

  • Отличнейшая рецензия! Я долго смеялась. Всё по делу и с толком расписано. Причём для меня ситуация не прояснилась даже после просмотра "Дневного дозора". К счастью, некоторые мои товарищи читали книгу и были в курсе, вот они-то мне и пояснили, в чём там суть.
    Почему "Дневной" не прокомментировал?

    By Blogger Feonia, at 5:49 AM  

  • здесь на данном интернет-сайте собран большой ассортимент [url=http://www.filmkpktut.ru/]бесплатные клипы скачать[/url].

    By Anonymous Anonymous, at 2:24 PM  

Post a Comment

<< Home